Льготы по транспортному налогу в 2020-2021 году

Дайджест № 31. Как заполнить декларации, если списываете имущественные налоги

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

ФНС России выпустила два письма для организаций и ИП, которые списывают налоги за II квартал 2020 года

  • Письмо ФНС России от 10.06.2020 № БС-4-21/9576@ — для организаций.
  • Письмо ФНС России от 08.06.2020 № БС-4-21/9447@ — для ИП.

Транспортный налог предложили отменить в России. Звучит хорошо, но есть нюанс

Василиса Андреева, Татьяна Струкова, Татьяна Майорова

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил член комитета Госдумы по контролю и регламенту Андрей Барышев. Он заявил, что России пора отказаться от «несправедливого сбора», а выпадающие доходы бюджета возместить за счет акциза на топливо, передает РИА «Новости». Таким образом депутат Госдумы хочет избежать «избыточного налогообложения отдельных категорий граждан».

Вопрос реализации

В конце 2019 года аналогичный законопроект уже рассматривали в Думе, однако тогда еще в первом чтении его отклонили из-за высокого риска возникновения выпадающих доходов.

Сейчас, как отметил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, главным вопросом остается то, за чей счет будут содержаться российские дороги после отмены транспортного налога.

«Общие затраты на развитие и содержание дорожной сети — а в нашей стране это миллионы километров дорог — приближаются к двум триллионам рублей. Большая часть этой суммы формируется из акцизов, которые выплачивают автомобилисты при покупке бензина или дизеля, но не стоит забывать о транспортном налоге», — заявил он.

Автомобильный журналист и автоэксперт Петр Баканов добавил к этому, что отмена одного налога может повлечь за собой увеличение других или появление нового.

«Сразу встает вопрос: не будет ли это очередным сыром в мышеловке, что они сейчас отменят транспортный налог, но введут что-нибудь другое, повысят цены по каким-то другим критериям? Это беспокоит больше всего», — уверен он.

Благо для автомобилистов

При этом Баканов считает, что отмена транспортного налога существенно облегчит жизнь российским автомобилистам, так как государство возлагает на них и без того большое финансовое бремя.

«Это акциз, который составляет немалую часть стоимости топлива, это утилизационный сбор — у нас же формально существует утилизация автомобилей, а по факту этого нет. Сбор служит еще одним экономическим рычагом, с помощью которого государство получает прибыль от продажи транспортных средств», — заявил он в разговоре с «360».

Вопросы, уверен эксперт, вызывает и то, как сегодня в России вычисляется транспортный налог: чем мощнее автомобиль (или другое личное средство передвижения), тем больше придется заплатить. При этом по регионам ставки также разнятся.

«У нас все привязано к мощности, а это полный бред, потому что в реальности государство или транспортные службы не несут никаких затрат от того, что у меня мощный автомобиль», — объяснил Баканов.

В пример логичного критерия начисления транспортного налога эксперт привел европейские стандарты. Там сумма, которую должны платить автомобилисты, напрямую зависит от экологического класса машины — чем больше выброс углекислого газа за один километр, тем больше налог.

В будущее закон не возьмут

«Причина очень простая: у нас происходит внедрение газомоторного топлива, так называемого сжиженного газа и компримированного (сжатого) газа, появляются электромобили», — рассказал он.

Проблема таких нетопливных автомобилей для государства заключается в том, что их владельцы перестанут платить самый доходный в транспортной области налог — акциз на топливо. Это добавит выпадающих доходов российскому бюджету, который необходимо будет как-то компенсировать.

«Скорее всего, на первом этапе налогообложение таких автомобилей будет сделано через транспортный налог, то есть, по сути, выпадающий акциз будет внесен в ежегодный платеж, который должен будет делать владелец такого автомобиля», — уверен Шкуматов.

Однако в то, что транспортный налог на обычные автомобили будет отменен, эксперт не верит. Налог действительно нуждается в реформе и актуализации, и это, по мнению Шкуматова, давно очевидно всем участникам рынка, но вырывать из бюджета часть ежегодного дохода от автомобилистов слишком опасно.

В прочем закон уже назвали нецелесообразным и в Минфине России. «Транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Кроме того, транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов», — говорится в сообщении министерства.

Льготы для электромобилей и газовых автомобилей

Уменьшить сумму транспортного налога его могут владельцы машин на двигателях электро-типа, которые проживают в Москве, Петербурге и некоторых областях России. Правда, действует это исключение ограниченное время – только до 2024 года, и касается только электро-транспорта. То есть, гибридные автомобили под льготу не попадают.

В некоторых других областях, где льгота на электромобили не действует, были введены другие снижения налога, но уже на автотранспорт, работающий на газу. Например, в Ростовской области. А вот Свердловской и некоторых других областях действует уменьшение налога на автомобили, работающие на метане.

Как складывается стоимость налога?

Получается, что повышенный налоговый коэффициент зависит только от стоимости машины и нахождения в списке Минпромторга. Мощность автомобиля влияет на размер налога, но ставку всё равно придётся платить по повышенному коэффициенту, будь у вас авто на 177 л. с. или на 550 л. с. Главное — цена.

Ставка транспортного налога в каждом регионе своя, она рассчитывается от количества лошадиных сил. Иногда значение зависит от тяги, вместимости автомобиля, года выпуска или устанавливается на единицу транспортного средства. В калькуляторе ФНС вы увидите все значения, которые учитываются в вашем регионе при расчёте стоимости налога.

Читайте также:  Коды дохода в; платежках по; зарплате

Например, в 2020 году Москве действуют такие ставки транспортного налога на легковые автомобили :

Мощность двигателя

Ставка за 1 лошадиную силу

Правила расчета и уплаты транспортного налога

Транспортный налог в 2020 году рассчитывается по тем же правилам, что и раньше:

  • Налогоплательщики транспортного налога — юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в ГИБДД.
  • Ставки транспортного налога устанавливают субъекты РФ. Закон вашего региона можно найти на сайте nalog.ru.
  • Авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 2 ст. 363 НК РФ).
  • Расчет налога и авансовых платежей производится с учетом повышающего коэффициента для «дорогих» автомобилей. Перечень «дорогих» авто на 2020 утвержден Минпромторгом 28.02.2020.
  • Сроки уплаты транспортного налога по 2020 году используем те, что установлены законами регионов:
    • годовой налог — не ранее 01.02.2021 (п. 3 ст. 363.1 НК РФ);
    • авансовые платежи — в соответствии с законом вашего региона (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ).
  • Уплата налога и авансовых платежей производится по месту регистрации транспортного средства, а регистрация в ГИБДД — по месту нахождения организации или обособленного подразделения.

Транспортный налог для физических лиц

Как сказано выше, плательщиками транспортного налога выступают юридические и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Физические лица и индивидуальные предприниматели не сдают декларацию и не рассчитывают налог на ТС. Оплата производится на основании налогового уведомления. Налоговая, в свою очередь, исчисляет налог на основании сведений, предоставляемых ГИБДД.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Сумма налога, которую необходимо заплатить в бюджет, зависит от того, сколько месяцев в году транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД. При этом, месяц регистрации и месяц снятия с учета ТС будут приниматься за полной месяц. Также сумму налога определяют мощность двигателя и налоговая ставка.

Налоговые ставки могут быть увеличены, или уменьшены законами субъекта РФ, но не более чем в 10 раз.

В случае, если налоговая ставка не определена региональными законами, расчет налога будет производиться по налоговым ставкам в соответствии с п.4 ст.361 НК РФ.

Если ТС принадлежит нескольким собственникам, то расчет налога будет производиться пропорционально доли владения собственником имущества.

Что касается налоговых льгот по транспортному налогу, то на федеральном уровне такие льготы не устанавливаются вообще – они остаются исключительно на усмотрение органов власти регионов. Регионы же устанавливают льготы, исходя из своих финансовых возможностей.

Узнать, какие в регионе есть льготы по налогу, можно в специальном разделе сайта ФНС. Там нужно выбрать интересующий налог, регион и отчетный период (то есть, год, за который рассчитывается налог).

В разных регионах свои льготы, некоторые льготники освобождаются от него полностью, другие – частично (например, на 35, 50 или 60%). Если собрать основные льготные категории, то получится примерно такой перечень:

  1. Ветераны и инвалиды ВОВ;
  2. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом славы трех степеней;
  3. Инвалиды 1 и 2 групп;
  4. Ветераны и инвалиды боевых действий;
  5. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период ВОВ;
  6. Лица, имеющие автомобиль с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно;
  7. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье;
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
  9. Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки;
  10. Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  11. Физический лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Кроме того, часто регионы устанавливают льготы для отдельных категорий владельцев ТС с ограничением, чаще всего по мощности. Обычно льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт), на водные и воздушные ТС, снегоходы и мотосани.

Получить льготу можно по заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу. Подать заявление можно лично в ФНС, а можно через сайт (но тогда нужна электронная подпись).

Заявление на льготу имеет единую форму с другими имущественными налогами – на недвижимость и на землю (но на каждый налог нужно подавать отдельное заявление). Примерную форму заявления можно скачать здесь:

«Заявление о предоставлении льготы»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке PDF

Отмена транспортного налога в России: вспоминаем, чем закончились предыдущие попытки

В Госдуме вновь предложили отказаться от транспортного налога. И это уже не первая попытка трансформи­ровать систему сбора налогов с автомо­билистов: за последние почти 20 лет транспортный налог неоднократно подвергался критике, его пытались реструктури­ровать или вовсе отменить — в одном только появилось сразу несколько таких инициатив! Причём некоторые из них, как нетрудно догадаться, завернули на этапе обсуждения. Мы решили вспомнить историю горячо обсуждаемого налога и то, чем заканчи­вались предыдущие попытки его изменить.

2003–2008 годы: начало

Транспортный налог появился в России в 2003 году, заменив собой упразд­нённый дорожный налог, существо­вавший с 1991 года. Ключевые особенности: введение новых базовых ставок и возможность их пятикратного умень­шения или увеличения — по усмотрению региональных властей.

Для легковушек поначалу действовали такие ставки: 5 рублей за каждую «силу» при мощности до 100 л.с., 7 рублей при 100–150 л.с., 10 рублей при 151–200 л.с., 15 и 30 рублей — для авто­мобилей с 200–250 «силами» и свыше 250 л.с. соответ­ственно. Налог добрался также до мотоциклов с мото­роллерами, автобусов, грузовых авто­мобилей и прочих самоходных ТС, включая гусеничный транспорт и снегоходы, и даже до водных и воздушных судов как с двигателем, так и без. Спустя год налогом начали облагаться и реактивные самолёты.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение: на что обратить внимание и стоит ли оформлять его через посредников

Но уже в 2005-м Совет Федерации предложил увеличить базовые ставки сразу в 5 раз. Против выступил Минтранс: в ведомстве посчитали, что такая мера в конечном счёте приведёт к росту цен на товары первой необходи­мости, а дополни­тельно усугубит ситуацию продолжа­ющийся подъём цен на топливо.

В последующие несколько лет было множество предло­жений и споров на тему повышения налоговых ставок в отдельных областях — например, в Москве. И в ряде регионов ставки действи­тельно выросли с подачи местных чиновников.

2009–2011 годы: увеличение налогового коридора и первые попытки включить налог в цену на бензин

В 2009-м Госдума принимает поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым базовая ставка транспортного налога увеличи­вается вдвое. Однако Совет Федерации отклоняет изменения и позже одобряет поправки в другой редакции: федеральные базовые ставки остаются на уровне 2003 года, но регионам предо­ставляется возможность уменьшать или увеличивать их не в 5, а в 10 раз. Кроме того, местным властям разрешается устанав­ливать дифферен­цированные ставки, в зависи­мости от года выпуска и экологического класса ТС.

В том же году происходят ещё две примечатель­ных события. Первое — совместный приказ ФНС и МВД о незамедли­тельном обмене информацией об автомо­билях и их владельцах, чтобы гражданам перестали приходить требования оплатить налог за проданные машины (да, это была весьма распро­странённая проблема).

Второе — предложение партии ЛДПР (одно из первых, но далеко не последнее) включить транспортный налог в цену топлива, чтобы авто­владельцы платили только за реальное использо­вание автомобиля, а не за факт владения им. Такая схема, по мнению депутатов, упростила бы и сбор налогов, с чем в те годы наблюдались значитель­ные сложности: в нескольких регионах бюджет недо­получал от одной до двух третей запланиро­ванного объёма.

Это предложение ЛДПР поддержки среди парламен­тариев не нашло. Но в течение всего следующего 2010 года власти неоднократно возвращались к рас­смотрению подобных инициатив, связанных, в том числе, с решением о росте акцизов на бензин в течение следующих трёх лет. На было заплани­ровано ещё и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, и всё это привело бы к повышению цен на топливо, а пред­лагаемая отмена транспортного налога компенсиро­вала бы авто­владельцам подорожание бензина.

Но и этого не случилось. Зато в конце 2010 года были приняты поправки, согласно которым базовые ставки сократились вдвое, а субъектам РФ разрешили снижать ставку для автомобилей мощностью до 150 л.с. до 0 рублей за силу. Но сам налог остался, несмотря на рост цен на топливо. Впрочем, в ряде регионов по решению местных властей ставки были снижены, а некоторые категории авто­владельцев получили льготы или были целиком освобождены от уплаты транспортного налога.

2012–2018 годы: налог на роскошь и нежелание местных властей отменять транспортный налог

В 2012-м сразу несколько субъектов РФ решили повысить транспортный налог. Одновременно с этим появился проект федерального закона, предлагающий увеличить минимальную ставку для автомобилей мощностью свыше 410 л.с. до 300 рублей за «силу», причём без возможности снижать её на региональном уровне. Также было предложено в 5 раз поднять налоговые ставки для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Это можно считать зарождением «налога на роскошь» — так как разработан проект был в поддержку основных направлений налоговой политики на 2013–2015 годы, предусматри­вающих повышенное налого­обложение владельцев предметов роскоши.

В конце того же 2012 года Владимир Путин выступает за отмену транспортного налога как отдельного платежа. Президент посчитал целесо­образным и более справед­ливым включение этого платежа в цену топлива. Однако правитель­ство оказалось не готовым к такому решению. Против данного подхода высказыва­лись и некоторые губернаторы: если транспортный налог целиком идёт в региональный бюджет, то акцизные сборы распре­деляются между местным и федеральным бюджетом иначе. Позднее и ФНС выступила против такой инициативы, заявив, что от этого решения пострадают доходы регионов.

Зато в 2013 году вносятся действующие по сей день дополни­тельные правила исчисления транспортного налога: появилась целая сетка повышающих коэффи­циентов для автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей. Размер налога рассчиты­вается исходя из стоимости и возраста машины, а список «роскошных» моделей с этого момента ежегодно публикуется на специальной страничке Минпромторга. Министер­ство предлагает также изменить порядок расчёта налога и отталки­ваться не от мощности, а от от экологиче­ского класса и года выпуска, но развития эта инициатива не получает.

В 2014–2018 годах правительство рассматривает предложения отмены налога для владельцев электрокаров и авто­мобилей, работающих на газе, но и они не получают развития. Регулярно обсуждается реформиро­вание транспортного налога в пользу введения дополнитель­ного акциза на топливо вместо отдельного платежа, но результат этого всем известен. Как и прежде, доводы «за» в общих чертах следующие: сколько ездишь — столько и плати, суще­ствующая схема двойной платы (сам налог плюс акцизы, заложенные в цену топлива) несправедлива, а исчисле­ние в зависи­мости от мощности не всегда корректно. Довод «против»: регионы недополучат средства в бюджет.

2019–2020 годы: упрощение расчёта и новый подход к отмене транспортного налога

В 2019 году с транспортным налогом случились некоторые изменения. Госдума, например, приняла законопроект, который полностью освобождает владельцев угнанных автомобилей от уплаты налога. Ранее для этого потерпевшим нужно было получать в полиции специальный документ, подтверж­дающий факт угона. Причём делать это надо было ежегодно. Согласно новому законо­проекту, налогом не облагаются не только автомобили, находящиеся в розыске, но и те, в отношении которых следствие уже закончено — начиная с месяца начала розыска до месяца его возврата человеку, на которого оно зарегистрировано.

Читайте также:  Бестарифная система оплаты труда

В том же 2019-м упростился и расчёт «налога на роскошь» — теперь для для автомобилей стоимостью 3–5 миллионов рублей не старше 3 лет действует единый повышающий коэффи­циент 1,1 (прежде коэффи­циенты в этой категории были 1,3 и 1,5 соответ­ственно — чем новее машина, тем выше коэффициент).

Владельцев электрокаров в Москве освободили от уплаты транспортного налога до конца 2024 года. Инициатива, направ­ленная на расширение использо­вания экологиче­ского транспорта, принад­лежала мэру Сергею Собянину. с таким же предло­жением выступал замглавы Минфина, но тогда комитет Госдумы по бюджету и налогам отказался поддержать идею, хотя количество эксплуати­руемых на дорогах России электрокаров исчисляется в лучшем случае тысячами штук.

В 2020 году на рассмотрение Госдумы опять попадают предложения по отмене транспортного налога. Так, группа депутатов от ЛДПР вновь назвала действующую схему несправед­ливой, так как налог привязан к мощности, а не к сроку эксплуатации и другим характери­стикам. Правительство в очередной раз не поддер­жало идею, сославшись на сокращение доходной части бюджетов, а также на то, что предложенный способ компенсации этих доходов в виде трансфертов из федерального бюджета не соответ­ствует бюджетной системе государства.

В августе 2020 года ещё один законопроект об отмене налога и замещении его акцизами от продажи топлива в Госдуму внёс уже депутат «Единой России» Андрей Барышев. В качестве аргументов в пользу такой меры он привёл неодно­кратные индексации топливных акцизов и невысокую собираемость транспортного налога. Помимо этого, автор проекта считает, что на данный момент налого­обложение некоторых категорий граждан является избыточным. Правительство своё решение по этой инициативе пока не озвучило.

Также ещё не решена судьба двух других инициатив. Первая: освобож­дение от уплаты налога водителей, которые не пользуются своими автомобилями по каким-то причинам (длительный ремонт, переезд и так далее). С такой инициативой выступил депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам Евгений Федоров. Он предложил разрешить не платить налог в случаях, когда машина не используется более полугода — при этом владельцу необходимо будет сдавать регистраци­онные знаки на хранение в ГИБДД.

Вторая идея, выдвинутая депутатом от ЛДПР Василием Власовым, заключается в освобождении от уплаты налога владельцев российских автомобилей, так как эти модели приобретают граждане с невысоким уровнем благо­состояния. Он попросил Минфин проанализи­ровать, насколько реально внедрить такую схему.

Все эти предложения пока находятся в режиме ожидания. А судя по тому, что в сентябре 2021 года должны состояться выборы депутатов нижней палаты парламента, проектов по реформи­рованию транспортного налога будет ещё много. Ведь каждое из них привлекает к себе много внимания избирателей.

Транспортный налог должен быть включён в стоимость топлива?

Ставка транспортного налога для юридических лиц в 2020 году

По сравнению с предыдущими периодами ставка транспортного налога для юридических лиц в 2020 году не изменится. Согласно статье 361 НК РФ, установить ее величину должен субъект РФ. Но на федеральном уровне определены цифры, которых нужно придерживаться региональным законодателям. НК РФ дает регионам возможность приведенные в пункте 1 статьи 361 НК РФ ставки увеличивать или уменьшать не более, чем в 10 раз. Если в регионе не имеется действующего нормативного акта, в котором прописаны налоговые ставки, то уплата транспортного налога юридическими лицами должна осуществляться по ставкам, приведенным в Налоговом кодексе.

Найти точную информацию о ставках налогов по субъектам РФ можно на официальном сайте ФНС .

Отдельно отметим, что с 01.01.2019 г. юрлица не могут уменьшать транспортный налог на платеж, внесенный в систему «Платон» за автомобили, которые весят больше 12 тонн. Поэтому за 2019 год и далее налог уплачивается в общем порядке, при этом платежи в «Платон» полностью учитываются в базе налога на прибыль, а также при применении ЕСХН и УСН «доходы минус расходы».

Предвыборные страсти

И вот представители разных партий в Госдуме активно выступают за отмену транспортного налога. В конце августа такой законопроект внес депутат от “Единой России” Андрей Барышев, а в начале сентября в ГД поступил еще один похожий документ от группы законодателей из ЛДПР. Авторы последнего проекта даже указали возможную дату отмены непопулярного налога — с 1 января 2021 года. Собственно, на моей памяти это уже десятое или двадцатое предложение подобного рода; ежегодно их появляется три-четыре, а то и больше. Причем в пояснительных записках депутаты и иные общественные деятели совершенно справедливо указывают на двойное налогообложение водителей: каждый раз, заливая в бак бензин, автовладельцы платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог.

При этом главная несправедливость транспортного налога — в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год. При этом вред, который приносят дорогам эти автомобили, оценивается в принципиально разных масштабах! А транспортный налог (см. выше) как раз должен идти на ремонт и содержание автодорог.